24 октября 2011 г.

Asterisk. Требования к ресурсам.

С точки зрения требований к ресурсам Asterisk подобна встроенным системам реального времени преимущественно тем, что она должна иметь приоритетный доступ к процессору и системным шинам. Поэтому крайне важно, чтобы все остальные функции системы, не связанные напрямую с задачами Asterisk по обработке вызовов, если таковые вообще выполняются, должны выполняться с более низким приоритетом. Для небольших и любительских систем это может и не представлять особой проблемы. Однако для высокопроизводительных систем недостаточная производительность будет вызывать проблемы с качеством аудиосигнала, получаемого пользователем, часто в виде эха, помехи т. п. Примерно так ведут себя устройства мобильной связи при выходе из зоны обслуживания, но здесь причина этих проблем другая. По мере увеличения нагрузки на систему будут возрастать сложности с обслуживанием соединений. Для офисной АТС подобная ситуация – настоящая катастрофа, поэтому в процессе выбора платформы требования к производительности должны быть решающим критерием.

Размер системы Asterisk на самом деле определяется не количеством пользователей или телефонных аппаратов, а, скорее, количеством одновременных вызовов, которые система должна будет поддерживать. Эти цифры очень приблизительны, поэтому экспериментируйте и выбирайте наиболее подходящий для себя вариант.




Если система Asterisk настраивается в целях обучения, построить полнофункциональную платформу можно, используя относительно маломощный процессор. Авторы данной книги выполняли настройку нескольких лабораторных систем Asterisk с использованием процессоров Celeron с частотами от 433 до 700 МГц, но рабочая нагрузка таких систем минимальна (не более двух одновременных вызовов).

Сложнее всего решать вопросы производительности именно в системах среднего типа (от 10 до 50 телефонов). Как правило, такие системы развертываются только на одном или двух серверах и, таким образом, каждая машина должна будет обрабатывать по несколько специаль-
ных задач. По мере роста нагрузки платформа все больше приближается к своим предельным значениям технических характеристик. Пользователи могут начать испытывать проблемы с качеством связи, не понимая, что это происходит не потому, что система неисправна, а просто из-за того, что достигнуты пределы ее возможностей. По мере роста нагрузки на систему проблемы будут увеличиваться, а удовлетворенность пользователей, соответственно, падать. Исключительно важно, чтобы проблемы с производительностью были выявлены и решены до того, как они будут замечены пользователями.
Отслеживание производительности в таких системах и быстрое реагирование на любые возникающие тенденции – основные условия, которые гарантируют, что платформа обеспечит качественную телефонную связь.

Большие системы (более 120 каналов) обычно развертываются на нескольких системах и сайтах, и, таким образом, вопросы производительности можно решать путем добавления компьютеров. Очень большие системы Asterisk созданы именно так.
Построение большой системы требует наличия глубоких знаний по множеству различных дисциплин. Не будем подробно останавливаться на этом в данной книге, отметим только, что проблемы, возникающие в этом случае, будут аналогичны сложностям, которые появляются при любом использовании нескольких серверов, обрабатывающих одну распределенную задачу.

Обсудив все это, мы должны вернуться к исходной точке: Asterisk может и будет замечательно устанавливаться практически на любую систему, работающую под управлением Linux. Лабораторные системы, использовавшиеся при написании этой книги, например, включали все, от Linksys WRT до «трактора» dual-Xeon1. У нас не возникало никаких проблем с производительностью или стабильностью при установлении до пяти одновременных соединений. В целях обучения Asterisk можно устанавливать на любую имеющуюся в распоряжении систему. Однако, когда вы будете готовы создавать системы для эксплуатации, необходимо понимать последствия принимаемых решений об использовании того или иного оборудования.

Источник - "Asterisk - будущее телефонии. O`Reily, 2008"

6 комментариев:

  1. Меня постоянно удивляет, почему компьютерная телефонная система строится не по компьютерному принципу, а по телефонному? Почему все голосовые данные гоняются в АТС и обратно? Почему абоненты не могут направлять свои голосовые потоки напрямую друг другу, а АТС заниматься лишь отслеживанием статуса абонентов? Это же так просто. Я ещё понял бы, если бы голосовые данные перенаправлялись на АТС, если она выполняет роль шлюза между традиционной телефонной системой и компьютерной, но ведь в крупном офисе 80% звонков - это внутренние звонки, которые могут гулять и по локальной компьютерной сети напрямую. В противном случае Astrisk - это не будущее телефонии, а какая-то наколенная поделка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Asterisk прекрасно работает с SIP-протоколом. Вполне может отвечать только за инициализацию сессии, а уж абоненты гоняют голосовой трафик между собой. Исключения - когда трафик нужно декодировать из одного кодека в другой или, например, когда нужно вести запись разговора "для улучшения качества обслуживания". А так, то что вы хотите, вполне себе Asterisk умеет и это настраивается.

      Удалить
  2. Я вот не специалист в области телефонии в общем, и IP в частности.
    Но тут все неоднозначно, как мне кажется.
    Во-первых, многое зависит от того, какая среда используется. Как только во взаимодействие вступают среды, реализованные не в ip-сетях (это если грубо говорить), начинаются сложности.
    Но даже если, речь идет об однородной среде - локальной сети, к примеру, - все не так просто.
    Конечно, голос в данном случае начинает представлять из себя обычный пакет данных. Но кто-то же должен заниматься обработкой этих данных. И возлагать эти функции на клиентские компьютеры/телефоны мне кажется излишне самонадеянным.
    Но это все только мое личное мнение, которое, в общем то, ничем не подкреплено )))

    ОтветитьУдалить
  3. >Конечно, голос в данном случае начинает представлять из себя обычный пакет данных. Но кто-то же должен заниматься обработкой этих данных. И возлагать эти функции на клиентские компьютеры/телефоны мне кажется излишне самонадеянным.

    Почему? Skype прекрасно работает по принципу torrent-сетей: единый сервер со служебной информацией и клиенты, обменивающиеся друг с другом тяжёлым трафиком. Есть аппаратные Skype-терминалы, которые можно просто воткнуть в любого вида интернет, есть Skype-приложения для мобильных телефонов. Да разве у Skype так много денег, чтобы купить себе железо и каналы связи, способные обрабатывать все их звонки?

    Будущее телефонии - это скорее SIP. Asterisk делали телефонисты, которые до сих пор не могут разобраться в своём зоопарке с системами сигнализации, а SIP делали интернетчики. В результате SIP плох только тем, что похож на FTP. А о проблемах взаимоотношения FTP и фаерволлов говорить тут, я думаю, не нужно - они и так всем известны.

    Поэтому я если и буду заниматься когда-нибудь телефонией, то это будет скорее всего нечто построенное по принципам сети интернет. А воспроизводить проблемы традиционной телефонии на массовом железе - это для меня как-то слишком.

    ОтветитьУдалить
  4. так астериск тем и хорош, что поддерживает все протоколы общения голосом. при этом полностью соответствует стандартам.
    и никто не заставляет использовать стандартную телефонию в связке с ним - sip в нем работает вообще почти из коробки, без всяких дополнительных железок. особенно если воспользоваться какой-либо готовой сборкой.

    а насчет скайп.. я сам им пользуюсь, конечно..
    не будем касаться его преимуществ и недостатков, но подобный принцип работы, имхо, не для ентерпрайз-системы.

    ОтветитьУдалить
  5. >подобный принцип работы, имхо, не для ентерпрайз-системы.

    По-моему, слово "энтерпрайз" относится к категории так называемых buzzwords. Никто точно не может объяснить его смысл, но зато отдел маркетинга безгранично рад - можно говорить много умных слов и впаривать товар клиенту.

    Если уж пошла речь о делении "энтерпрайз" - "не-энтерпрайз", то я считаю что сам Asteriks - это как раз "не-энтрепрайз", а настоящие АТС на специализированном железе и со специализированным ПО - это как раз "энтерпрайз". Это как маршрутизатор на Cisco сравнить с маршрутизатором на Linux/FreeBSD.

    ОтветитьУдалить