26 октября 2011 г.

Elastix

Вообще, повозится с Asterisk мне хотелось достаточно давно. Но как то все не до этого было.
А тут у меня появился новый начальник, который решил, что надо бы нам его попробовать.
Но сам он до этого пользовался какой-то уже готовой сборкой, название которой, он, правда, уже не вспомнит.
Мне же лично хотелось неторопливо и вдумчиво почитать документацию, с нуля настраиваю попутно систему в тестовом режиме. Чтобы при этом никто не стоял над душой.
Но придется, по крайней мере пока, использовать готовое решение. 
В принципе, большинство этих готовых  решений отличается не сильно. Ну подумаешь, правится все не через конфиги, а через ГУИ. Внутри то почти одно и тоже. Другое дело, что с использованием настройки через ГУИ ты зачастую не видишь внутренних закономерностей в работе продукта. А это грустно. Ладно, попробую этим заняться на досуге.
 
С другой стороны.. (дальше будут использоваться фрагменты различных статей).

Использование стандартного дистрибутива Linux, пусть даже хорошо известного администратору, имеет свои слабые стороны. В пакетных репозитариях сегодня редко встретишь полный набор необходимых программ (да еще и последних версий), а значит, все придется собирать, устанавливать и обновлять вручную. Это займет много времени и сил, ведь кроме системы, зависимостей, Asterisk и драйверов к оборудованию VoIP, придется разбираться с установкой веб-интерфейса, системы учета звонков и т.д. Специализированное решение не требует глубоких знаний (хотя они и приветствуются), – настройки просты и понятны любому, кто хорошо представляет конечный результат. Разработчики обычно сами следят за новинками ПО и предлагают обновления при помощи собственных репозитариев.
После анализа вариантов готовых решений был выбран Elastix (elastix.org). 

В настоящее время он является наиболее оснащенным и удобным в работе решением. Используя Elastix, можно создать не только полнофункциональный VoIP-сервис, но и некоторые другие сервисы обмена информацией. В стандартную поставку, кроме LAMP, входят: Postfix и Cyrus-IMAP, почтовый веб-интерфейс RoundCubeMail, Jabber-сервер OpenFire, факс-сервер HylaFax, две CRM-системы (Customer Relationship Management, управление взаимоотношениями с клиентами) - SugarCRM и VTigerCRM, система биллинга A2Billing, сервер DHCP и многие другие компоненты. Для настроек всех этих функций используется понятный веб-интерейс собственной разработки. Причем, в отличие от других дистрибутивов, в Elastix интерфейс изначально локализован.
Elastix построен на CentOS 5, с которым он полностью совместим по пакетам. Разработчики дополнили стандартный Asterisk собственными утилитами и модулями сторонних производителей. Отмечается, что дистрибутив оптимизирован с учетом возможной работы на виртуальных машинах вроде VirtualBox, VMWare или XEN. Распространяется все это дело по лицензии GNU GPL.
В общем то, писать об установке нечего. Все элементарно. По завершении установки можно зайти по ip-адресу на веб-интерфейс системы. В настройках можно выбрать русский язык, но русификация не полная.

Веб-интерфейс состоит из семи основных вкладок. Их названия вполне отвечают их назначению, поэтому разобраться легко. Внутри основных вкладок есть подменю, где можно получить доступ к конкретным настройкам.

Во вкладке «Система» также можно активировать и настроить встроенный DHCP-сервер, создать группы и наделить их правами. Группа, к которой принадлежит пользователь, задается при создании учетной записи; впоследствии группу легко сменить. Пользователь может быть членом только одной группы. В других подменю находятся пункты, позволяющие – загрузить модуль, найти оборудование, завершить работу системы, обновить пакеты, произвести резервирование и восстановление системы. Файл с именем elastixbackup-дата*, содержащий резервную копию, помещается в каталог /var/www/html/backup.

Настройка почтового сервера, учетных записей и перенаправление почты производится в меню Email. Здесь же находится подменю для доступа к RoundCubeMail. Аналогично, все настройки OpenFire собраны в меню IM. По умолчанию этот сервис неактивен. После нажатия на ссылку запустится мастер настройки сервиса, и в дальнейшем работа с OpenFire – стандартна. Меню «Отчеты» полностью отвечает своему названию. Здесь можно узнать статистику звонков и использования каналов. Подменю «Биллинг» содержит дополнительные пункты, в которых указываются тарифные планы и различные отчеты. В меню «Дополнительно» находятся пункты для доступа к SugarCRM, VTigerCRM и платформе для работы с карточками. В подменю «Загрузки» разработчики собрали ссылки на протестированные и рекомендуемые для совместного использования с Elastix приложения (софтфоны, IM-клиенты и факс-утилиты).

Настройки виртуальных факсов производятся в меню «Факс». Здесь же указывается электронный адрес, на который будут отсылаться сообщения о получении нового факса. Реализован поиск по принятым сообщениям. Зайдя в Template Email, следует установить шаблон сообщения, используемого при отправке факса. Среди документации на сайте проекта есть три видеоурока, где показано, как настроить HylaFax и отправить сообщение с клиентского компьютера. Учитывая, что большая часть сервисов уже работает после установки, можно сразу приступать к настройкам.

Все связанное с настройками Asterisk размещено во вкладке PBX. При необходимости, выбрав «Unembedded freePBX», можно вместо инструментов, предлагаемых Elastix, перейти на интерфейс FreePBX. Доступ к CLI Asterisk находится в подменю «Командная строка Asterisk». Для более тонкой настройки возможна и ручная правка конфигурационных файлов Asterisk.
 
Теперь переходим в подменю «Extension» и в раскрывающемся списке «Device» выбираем тип устройства. Для софтфона это будет «Generic SIP Device», хотя некоторые реализации поддерживают и протокол IAX2. После нажатия на кнопку «Submit» появится окно, в котором указываем параметры нового клиента. Все поля заполнять не требуется, всегда можно вернуться и подкорректировать настройки. Обрати внимание на подсказки, появляющиеся при наведении курсора на некоторые параметры. В поле «User Extension» вводим номер абонента, в «Display Name» – имя, выводимое при звонке. В поле «secret» указывается пароль для доступа к номеру, а для софтовых телефонов здесь можно использовать и буквенно-цифровую комбинацию. После заполнения нужных полей нажимаем «Submit». Новая учетная запись должна появиться в поле справа. Если новые настройки требуют перезапуска Asterisk, в верхней части окна появляется надпись «Apply Configuration Changes Here» на красном фоне. Нажимаем на нее и пробуем подключиться клиентом.
После того, как мы создали несколько абонентов, можно попробовать пообщаться между собой.
На этом можно пока закончить.
Особая благодарность сайту xakep.ru, статьей которого я воспользовался.


Комментариев нет:

Отправить комментарий